Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о книге члена Совета Ассоциации российских дипломатов, доктора политических наук, профессор РГГУ, профессора кафедры дипломатии МГИМО, Владимира Пряхина «Мировоззренческие начала дипломатии».У обывателя может сложиться мнение, что дипломат – это представитель достаточно циничной профессии. И даже многие образованные люди склонны рассматривать работу МИДа сквозь призму афоризма Генри Уоттона: «Посол – это джентльмен, посланный лгать в другую страну для блага собственной». Избитая фраза про отсутствие постоянных союзников при неизменности интересов приучила публику к тому, что дипломат якобы лишен каких-либо убеждений и ценностей и действует в сугубо прагматическом ключе.
Однако эта точка зрения принципиально неверна. Хотя бы в силу того, что предельный циник и прагматик на дипломатической должности – это мечта любой иностранной разведки. Если человек полагает, что у всего на свете есть цена, то это означает ровно одно. Где-нибудь на его костюме вы обязательно найдете ценник с указанием стоимости хозяина.
Дипломат в обязательном порядке должен обладать определенными мировоззренческими ориентирами. В их отсутствие он превращается для внешнеполитического ведомства в бомбу с часовым механизмом. Примером того, к чему может привести беспринципность даже самого блестящего дипломата, служит фигура Талейрана: один из самых выдающихся дирижеров «европейского концерта» не гнушался передавать секретные сведения Австрии и России в обмен на щедрое вознаграждение, что во многом предопределило судьбу наполеоновской Франции.
Нельзя забывать и о том, что одним из важнейших элементов дипломатии всегда оставалась «мягкая сила». В глазах представителей иных держав дипломат неизбежно предстает в образе «типичного представителя» своего общества и культуры. Малейший жест с его стороны всегда расценивается как декларация определенных ценностей. И потому поддержание положительного образа своей страны через демонстрацию приверженности определенным смыслам, символам и картине мира является для него элементом «джентельменского набора» основных обязанностей. При этом речь идет именно об искренней привязанности к определенным ценностям: фальшь в такого рода вопросах в эпоху смартфонов и соцсетей публика выявляет мгновенно.
В силу этих причин наличие устойчивых мировоззренческих установок является одним из обязательных качеств для дипломата. Однако этот вопрос, к сожалению, почти не нашел освещения в научной и научно-популярной литературе.
И потому можно лишь порадоваться, что относительно недавно в свет вышла книга
«Мировоззренческие начала дипломатии» Владимира Федоровича Пряхина – дипломата-практика, в течение 43 лет на различных должностях защищавшего интересы родины зарубежом. (В настоящее время он является членом Совета Ассоциации российских дипломатов, доктором политических наук, профессором РГГУ и профессором кафедры дипломатии МГИМО).
Автор удачно соединил под одной обложкой теоретические (модельные) выкладки и блок прикладных материалов. С одной стороны, он описывает в своей работе «идеальную модель» системы мировоззренческих ориентиров современного российского дипломата, При этом в его выкладках мы не находим идеологической однобокости: вопреки популистским трендам современной медиаповестки Владимир Пряхин настаивает на необходимости сочетания патриотических убеждений с общечеловеческими гуманистическими ценностями, принципиальностью и толерантностью. С другой стороны, автор уделяет большое внимание вопросу о решении дипломатом практических задач в сфере наращивания «мягкой силы» на поле, а также реализации символической политики и политики памяти. В частности, анализируются конкретные кейсы противодействия разжиганию русофобии и фальсификации истории.
Книга будет в равной степени интересна и полезна как для людей, на профессиональной основе занимающихся вопросами из сферы международных отношений, так и для любителей, желающих подробнее ознакомиться с миром современной дипломатии.
Печать