Депутаты Госдумы Дмитрий Певцов, Дмитрий Кузнецов и Николай Новичков обратились к министру культуры РФ Ольге Любимовой с предложением создать рабочую группу по формированию российского патриотического института культуры на базе Московского госинститута культуры. Депутаты отметили, что создание такого вуза может решить несколько задач, в том числе проблему подготовки специалистов для сферы культуры, располагающих «идеологическим багажом».
Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников - о предложении создать российский патриотический институт культуры. Подобного рода заявления являются обыкновенным политическим пиаром, за которым не стоит ни серьезной проработки вопроса, ни, возможно, реального желания того, чтобы вот эта идея была реализована.
Дело в том, что так, как предложили уважаемые коллеги из Госдумы, это не работает. По-хорошему надо, чтобы у нас все без исключения университеты и институты культуры были патриотическими. Нельзя чтобы в одном государстве была единственная маленькая лакуна, где действительно воспитывают кадры для патриотического преобразования нашей культуры, а все остальное пущено на самотек.
Очевидно, если культурой не занимаемся мы, этим занимается кто-то другой. А кто-то другой явно несильно любит Россию. Мое мнение: в России до сих пор реализуется инородная стратегия развала русского образования, русской науки и русской культуры. И мы почему-то не можем это остановить. Как говорят некоторые мои коллеги, такое ощущение, что непосредственно Госдеп назначает людей, которые руководят нашей наукой, культурой и образованием.
И никакие полумеры нам уже даром не нужны. Нужно радикально менять саму систему, а уж тем более – прямо сейчас - сносить старые кадры, запятнавшие себя так называемой либеральной идеологией, и ставить на ключевые посты людей, которые действительно любят нашу Родину.
Я уважаю Дмитрия Певцова как актера, но он и его коллеги, возможно, просто не понимают, что такого рода предложениями дискредитируют себя как народных избранников.
Если же говорить об идеологии, то в советское время на философских факультетах как раз воспитывали профессиональных государственных идеологов. Но это не деятели культуры, главная задача которых заниматься искусством, чему их и учат в соответствующих вузах. А идеологи и пропагандисты воспитываются в других заведениях, где главное не культура, а именно способы воздействия на массовое сознание и формирование необходимой общественной идеологии и психологии.
И мы это умеем. Нужно просто обновить программы на философских факультетах и в педагогических вузах. Что делал в ситуации подобного вызова товарищ Сталин? Он в первую голову учителей готовил так, чтобы они правильно воспитывали детей. Как сказал Бисмарк, войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя. Именно учителя – главные воспитатели, идеологи первичного звена.
А сейчас мало кто из выпускников педагогических вузов идет работать по профессии. Нищенская зарплата, куча бумажной работы и отсутствие должного уважения в обществе. По сути, в лице учителей мы потеряли естественный институт патриотического воспитания.
Более того, сейчас в школы пришли дети лихих 90-х. Они несут ту идеологию, которая была безыдейна. Образно говоря, все высшие ценности сводились к шмоткам, дорогим автомобилям, поездкам на курорты и бездумным тусовкам.
Но изменить ситуацию можно кардинально. И уже в этом поколении. Мы не настолько деградировали. Добрая половина нации все-таки не сломалась. Да, есть часть молодежи, которую сейчас обозначают термином «релоканты». Они профессионалы в своей сфере, знают бизнес-этикет, но мировоззренческая надстройка у них «срезана». Нет адекватного отношения к миру, к собственной Родине и процессам, идущим на планете. Они впитали инородные присадки. Наши недруги действуют грамотно. Вспомните древнюю китайскую мудрость – хочешь победить своего врага, воспитай его детей.
Но эту дурную «прошивку» можно и «перепрошить». Причем, без всяких насильственных методов. Просто выстраивая целостную мировоззренческую систему, в которой человек будет обладать правом критического отношения к любой информации. Ведь чем больше вопросов он будет задавать себе, тем больше ясности будет в его голове.
И тут я вполне оптимистичен. Думаю, за пять-десять лет можно вернуть нации ее саму. Как сказал бы Гегель, из «нации-в-себе» русские должны стать «нацией-для-себя».
Печать