Семья Алисы Фрейндлих спаслась от артобстрела в сентябре 1941 года. Петербургский историк и сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Валерий Григорчук выяснил, что произошло в тот день.«Во время очень сильного авианалета мы укрылись в бомбоубежище, квартиру разбомбило, и мы переехали в комнату папиного брата и его семьи в коммуналке в том же доме, по адресу: Набережная Мойки, дом 64/1, квартира 2, где и жили все вместе, свились в одно гнездышко», — рассказывала актриса в июле 2014 года изданию «Собака.ру».
Историк Григорчук на конференции «Повседневный подвиг: жизнь горожан в условиях осажденного Ленинграда» в музее обороны и блокады Ленинграда во вторник, 3 февраля, рассказал, что прочитал эти слова и обратился к архивам.
Как стало известно из сводки штаба МПВО Ленинграда, это была не бомбежка, а артиллерийский обстрел, произошедший 18 сентября 1941 года. «В 12:50 падает снаряд в 200 метрах от дома, где жила семья Фрейндлих. В 12:55 падают два снаряда. Может быть, это было толчком к тому, что они пошли в бомбоубежище», — рассказал историк.
В 13:07, следует из документов, еще один снаряд разрушил стену между 3 и 4 этажами дома, где жила Алиса Фрейндлих с семьей. «Пострадавших: ранено 15 человек», — говорится в сводке штаба МПВО Ленинграда.
«Алиса Бруновна, как она рассказывает, в этот момент спустилась в бомбоубежище. Таким образом мы соединили воспоминание с документом и получили конкретное место и конкретный факт», — объяснил Валерий Григорчук.
Также сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда при помощи сопоставления слов Фрейндлих, данных «Книги памяти блокадного Ленинграда» и домовых книг, хранящихся в ЦГА Петербурга, выяснил, что троюродная сестра актрисы Эльвира Бухарина умерла от голода во время блокады. Имен девочки и ее бабушки Анны Фридриховны Зейц нет в «Книге памяти блокадного Ленинграда».
«Есть воспоминания, есть архивы. Память сохраняет яркие события, но не хранит даты, время и точные детали. Современные архивы предоставляют возможности уточнить и дополнить воспоминания архивными документами», — поделился Григорчук.
Кроме того, ранее были известны 256 имен погибших за годы блокады, живших в доме 64/1 на Набережной Мойки. Они есть в «Книге памяти блокадного Ленинграда». После изучения домовых книг удалось отыскать еще 53 имени из этого же дома, которые ранее были неизвестны.
«Для меня очень важно собрать имена всех погибших в блокадном Ленинграде… Работа с домовыми книгами, по моей оценке, позволит вернуть имена более 50 000 ленинградцев», — заключил историк.