Минобороны Китая объявило о начале расследований против двух высокопоставленных военных: заместителя главы Центрального военного совета Чжан Юся и начальника Объединенного штаба ЦВС Лю Чжэньли. Подробности дел не раскрывают, официально говорят лишь о «серьезных нарушениях дисциплины и закона».Директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников - о масштабных чистках в армии Китая.Китайское общество остается очень закрытым, а политическая система дает крайне мало внешних сигналов, которые позволяли бы адекватно ее анализировать. Тем не менее сейчас звучат версии о военном перевороте или попытке силового захвата власти. Однако такие сценарии вряд ли применимы к Китаю.
Если обратиться к опыту XX и XXI веков, становится очевидно: военные перевороты, восстания, штурмы президентских резиденций и открытый силовой захват власти — это не китайский стиль. Внутренние интриги, аппаратная борьба, противостояние фракций и постепенное смещение одних групп другими — да, но не открытый мятеж. В нынешних условиях маловероятно, что кто-либо в Китае пошел бы на подобный шаг.
Скорее всего, мы наблюдаем подготовку к следующему съезду КПК. Однако происходящее нельзя сводить лишь к банальной зачистке политического пространства, когда лидер устраняет потенциально недовольных. Речь идет о более сложной ситуации внутри вооруженных сил, где могут существовать очаги недовольства и где Си Цзиньпин пытается выстроить более жесткую управляемую структуру.
Показательно, что под удар попали военные, которые были максимально встроены в систему и считались «его людьми». Это не внешняя оппозиция и не чуждая фракция — это представители собственного окружения Си Цзиньпина, которых он теперь отстраняет. Возможно, причина кроется в традиционно высокой роли интриг, фракционной борьбы, неформальных союзов и кулуарных договоренностей внутри как КПК, так и военной элиты. Не все в партийном и военном руководстве довольны усиливающимся культом личности Си и перспективой его бессрочного правления.
Ситуацию осложняют экономические факторы. Хотя официальная статистика часто выглядит благополучно, многие экономисты указывают на нарастающие структурные проблемы в китайской экономике. Это не позволяет дать однозначную оценку происходящему, но создает почву для появления альтернативных взглядов на будущее политическое и экономическое развитие республики.
В таких условиях могут формироваться политические силы, которые либо к очередному съезду КПК, либо постепенно выступают за иную траекторию развития. Причем в их числе могут быть и люди, достаточно близкие к Си Цзиньпину и системе государственного управления. Очевидно, не все внутри элит полностью довольны его курсом. Вероятно, часть выражает недовольство, обсуждает возможные сценарии или предпринимает определенные — пусть и сугубо кулуарные — действия. Как только информация об этом доходит до лидера КНР, он инициирует ликвидацию подобных кружков и неформальных коалиций.
Ранее опубликовано на: https://360.ru/tekst/mir/delo-protiv-voennoj-elity-knr/?from=inf_cards