Вернуться назад Распечатать

Приведение правовых норм в соответствие с уровнем цифрового контроля

Госдума может в декабре рассмотреть в первом чтении законопроект об отмене ежегодных деклараций чиновников в пользу деклараций, которые будут подаваться при возникновении конкретных оснований, следует из решения комитета, документ доступен в думской электронной базе.

Политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Павел Склянчук – о предложении депутатов Госдумы отменить ежегодные декларации чиновников.

На мой взгляд, подоплека «пакета Пискарева» заключается не в изменении госполитики в отношении борьбы с коррупцией. Дело в том, что были усовершенствованы технологии контроля со стороны ФНС, Росфинмониторинга и спецслужб, которые отслеживают происхождение доходов, полученных преступным путем. Изменения в законодательстве приводят в соответствие правовые нормы с уровнем цифрового контроля, который сегодня имеют специальные органы.

Я думаю, что данные законопроекты появились сразу после того, как были приняты изменения в налоговом законодательстве, было объявлено о введении утилизационного и технологического сборов. С одной стороны, государство «пылесосит» с населения дополнительные источники дохода в бюджет, а с другой стороны, просто не может и не должно снижать уровень контроля за расходованием тех бюджетных средств, которые поступают в казну. В этом смысле антикоррупционный «пакет Пискарева» и других депутатов, которые представляют все фракции — это логичный ответ на запрос о социальной справедливости.

Третий вопрос связан с госслужбой. Внутриполитический блок во главе с первым замруководителя администрации президента РФ Сергеем Кириенко активно работает над изменением образа государственного служащего. В частности, проводятся многочисленные рекрутинговые конкурсы, например, «Лидеры России». Есть множество образовательных проектов для тех, кто уже на госслужбе. Я думаю, что один из постулатов, который декларируется, связан с честностью и неподкупностью людей на госслужбе. В то же время пару лет назад Владимир Путин и администрация президента развернулись в сторону муниципального уровня власти. На этом уровне происходит самое большое количество коррупционных проявлений. Просто математически количество муниципальных служащих больше, чем чиновников более высокого ранга, поэтому уголовных дел там больше. В целом все госрасходы оседают в муниципалитетах. Поэтому там надо усиливать контроль.

Была собрана ассоциация ВАРМСУ, которая представляет муниципальное сообщество, была введена ежегодная премия «Служение» для муниципальных служащих. Видно, что идет целенаправленная политика, чтобы люди на муниципальную службу шли активнее. Если у претендентов на какую-то должность возникает сомнение, что антикоррупционные требования становятся жестче, может, ему и не стоит идти на госслужбу.

Изменения коснутся не только тех, кто придет на госслужбу, но и тех, кто уже занимает должности.

Соответственно, при сдаче очередной декларации (например, человеку надо перейти на должность с более высоким допуском к сведениям гостайны или получить доступ к бюджетных средствам в сфере гособоронзаказа) любые проверки спецслужб, которые будут в перманентном режиме, могут заблокировать продвижение этих чиновников и, возможно, послужить основанием для уголовных дел.

Я думаю, что тема борьбы с коррупцией хорошо ляжет на почву предвыборной кампании в Госдуму в 2026 году. В следующем году сможем наблюдать серию уголовных дел в отношении чиновников.

Поэтому политическим партиям уже сегодня надо задуматься над своей антикоррупционной программой, что они в этой части могут предложить избирателям, чтобы тех людей, которые выступают за честность госчиновников, привлечь на свою сторону.

Ранее опубликовано на: https://m.business-gazeta.ru/article/689875