Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о прогнозе инвестиций в базовую инфраструктуру.106 трлн долларов инвестиций в инфраструктуру потребуется человечеству в ближайшие 15 лет. Интересный взгляд от аналитиков McKinsey. Не факт, что это сбудется — банально из-за того, что турбулентность (количество войн, кризисов и трансформаций) в мире нарастает, поэтому линейные модели прогнозирования работают плохо. Тем не менее важен сам порядок цифр: мало кто способен дать оценку глобальных прямых инвестиций в базовую инфраструктуру.
Неудивительно, что две трети глобальных инвестиций придётся на Азию. Именно туда смещается экономический центр развития планеты, и там действительно есть что строить. Многим государствам региона остро необходимо переместить свою инфраструктуру из состояния начала XX века в состояние второй половины XXI века — мосты, дороги, коммуникации, энергетика, вода и, конечно, цифровизация.
Удивляет то, что треть инвестиций заберёт транспорт. Это даже больше, чем глобальная энергетика со всеми нефтью, атомом и ВИЭ — на которые придётся лишь пятая часть капексов. Мнение спорное, так как доступной энергии на планете из года в год становится всё меньше. Каждый новый проект в добыче нефти или газа требует космических инвестиций.
Очень недёшево обходятся и строительство АЭС (особенно в странах развитого мира), и ВИЭ. СЭС и ВЭС уже сняли все низковисящие плоды в энергосистемах развитых стран, дальнейшее наращивание доли возобновляемой энергетики требует серьёзных вложений в «обвес» — сети и системы накопления.
При этом у ВИЭ-генерации крайне ограниченный срок службы — 20, максимум 30 лет, что сильно отличается от АЭС и ТЭС, многие из которых работают уже более полувека. Поэтому инвестиции в глобальную энергетику будут расти с ускорением.
Возвращаясь к транспорту, если прогнозируемые инвестиции в развитие транспортных систем сбудутся, Россия сильно выиграет: во-первых, ввиду масштабности и выгодного географического положения у нас есть что предложить миру — коридор «Север-Юг», Северный морской путь и трансконтинентальная железная дорога от Балтики до Японского моря. Во-вторых, транспорт = топливо, а самая эффективная тяга — это ДВС, значит, спрос на нефть останется высоким.