Фото с сайта:
znak.com ФОТО: Екатерина Винокурова
Второй тур выборов губернатора Владимирской области прошел хаотично, но ярко. Друг с другом сразились действующая глава региона, выдвиженец от ЕР Светлана Орлова и кандидат от ЛДПР, депутат регионального заксобрания Владимир Сипягин. И Орлова проиграла. Корреспондент Znak.сom побывала в регионе и проследила, как прошел день повторного голосования.
За неделю перед вторым туром Орлова пыталась сделать все, чтобы переломить предвыборную ситуацию в свою пользу. Самой заметной попыткой стало нетривиальное обращение к избирателям. «Я обращаюсь к вам не как губернатор, а как человек… Вроде старалась… Обещаю вам, что если вы меня поддержите, то все важные решения мы будем с вами принимать вместе», — сказала Орлова дрожащим голосом, то ли стараясь добавить в образ как можно больше «человечины», то ли действительно заметно волнуясь.
Днем голосование шло вполне себе спокойно. Главная проблема была связана не с кем-либо из кандидатов, а с наблюдателями от движения «Голос». Они приехали из разных регионов и договорились, что направления как членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса им выпишет партия «Яблоко». Проблема в том, что партия «Яблоко» не выдвигала своего кандидата на выборах губернатора Владимирской области, а лишь участвовала в проходивших 9 сентября выборах в Заксобрание региона, куда по итогам подсчета голосов не прошла.
«Голос» настаивает на том, что выборы считаются оконченными после сдачи последнего финансового отчета, а значит, до его сдачи избирательное объединение, участвовавшее в выборах, может выдвигать наблюдателей или членов комиссии с правом совещательного голоса. Против этого выступила Избирательная комиссия Владимирской области. Она сослалась на региональный Избирательный кодекс, согласно которому права кандидата заканчиваются после официального подведения итогов выборов, а на выборах в Заксобрание Владимирской области это уже было сделано. Владимирское «Яблоко», которое изначально было на стороне «Голоса», в комментарии региональному изданию «Зебра ТВ» констатировало, что помочь «Голосу» партийцев попросили на федеральном уровне, видимо, без учета местного законодательства. В общем, более сотни приезжих наблюдателей так и не смогли поучаствовать в процессе.
Интересно, что история с несостоявшимся «яблочным» наблюдением не повлияла на картину нарушений — по-настоящему значимых днем 23 сентября их было зафиксировано действительно немного.
Примерно в 9:45 приходит сигнал: на УИК 385 (окраина Владимира) в урне появилась пачка бюллетеней. Пачку заметила наблюдатель от ЛДПР. Члены комиссии на жалобу реагируют спокойно, отправляя ее в ТИК. Вскоре на участке появляется мужчина в костюме с отливом, представляется членом штаба Владимира Сипягина. Он внимательно выслушивает рассказ о том, как наблюдатель ненадолго вышла, а вернувшись, вдруг увидела, что в урне стопкой лежат бюллетени — когда их кидают по одному, они стопкой не ложатся. Урна при этом уже завалена новыми бюллетенями, но уголки подозрительных «пачек» все же видны. Представители «Голоса» советуют штабу Сипягина после закрытия участка вечером уточнить, сколько бюллетеней было выдано по книгам избирателей, а после сравнить с количеством бюллетеней в урнах, пересчитав их вручную. Если вброс был, цифры не совпадут.
Если говорить о доступе журналистов на избирательные участки, о поведении членов комиссий, то по сравнению с другими выборами, на которых удалось побывать до этого, все проходило спокойно и доброжелательно. Журналистов встречали с трогательным смущением от внимания прессы. После чего рассказывали и даже почти отчитывались, что жалоб и инцидентов нет. Можно было свободно ходить по участку, в том числе подходя вплотную к урнам для голосования. Они прозрачные, и хорошо видно, как по-разному голосует народ: есть с галочкой за Сипягина, есть за Орлову; видны и те, в которых вычеркнуты оба кандидата.
— Журналисты не должны поддерживать ни одного из кандидатов на выборах, — назидательно напоминает мне журналист «Новой газеты» Илья Азар.
Азар сам уже год как работает муниципальным депутатом в московском районе Хамовники. Кроме него, во Владимире в день голосования присутствуют еще двое его коллег по муниципальному собранию в этом московском районе. Много было шуток, что если бы приехала еще пара-тройка депутатов, Хамовническое районное собрание вполне могло бы провести во Владимире выездное заседание.
Кстати, выборы во Владимирской области по антуражной части довольно резко контрастируют с московскими. На участках тихо, никакой праздничной или бравурной музыки, никаких фестивалей еды и фермерских продуктов по хорошим ценам. Все буднично, по-рабочему. И только в микрорайоне Коммунар участковые комиссии украшены красивыми красными плакатами. Перед УИК 442 стоит большой плакат «По поручению губернатора». На нем план строительства новой школы — вместо той, где сейчас расположен избирательный участок. Но нарушением это не является, пояснили автору: не сказано же, какого именно губернатора, даже с регионом не все ясно… На некоторых других участках трогательная демонстрация желания следовать букве закона дошла до того, что заклеены листами бумаги портреты губернатора Орловой, благодарственные грамоты, полученные от губернатора.
От этих выборов складывается парадоксальное впечатление. Честные выборы, честный скрупулезный подсчет, голоса, поданные не за действующую власть, кажется, нужны кому угодно, но не самому невольному виновнику второго тура — кандидату Сипягину. Странное ощущение усиливается, когда мы приезжаем в штаб ЛДПР. Владимирские «соколы Жириновского» гнездятся в том же здании, что и региональное отделение «Справедливой России». Тут же аппарат областного уполномоченного по правам человека, совет муниципальных образований Владимирской области, другие общественные организации и официальные структуры…
Сипягина в штабе нет, зато по коридору третьего этажа нервно бродят депутаты Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов, Михаил Дегтярев, Александр Курдюмов.
Вечереет, и к этому времени уже известно о том, что кандидат от ЛДПР выиграл у прежнего губернатора в Хабаровском крае. Думцы открыто радуются. Видно, что одна победа в этот день их вполне устроит. На вопрос о том, где же Сипягин, следует ответ: «на территории».
— Коммунисты во Владимирской области фактически поддержали Орлову, — вдруг мрачно сообщает мне Курдюмов и показывает заявление, распространяемое от имени владимирского обкома КПРФ. «В нынешней непростой ситуации доверить власть слабому губернатору — значит окончательно похоронить область. Лицо, не имеющее авторитета у населения Владимирской области, в федеральных политических кругах, соответствующего опыта хозяйственной работы и государственного управления, не сможет эффективно отстаивать интересы области», — сказано в заявлении.
Журналисты все чаще и настойчивей пытаются позвонить самому кандидату, его помощнице, узнать, где он или хотя бы, кто его видел последним. Но нет, Сипягин бесследно исчез. Тем временем закрываются участки для голосования. И тут начинается хаос.
Внезапно на разных УИК начинается массовый отзыв наблюдателей и членов комиссий… от ЛДПР. Все ссылаются на некую бумагу за подписью регионального координатора ЛДПР во Владимирской области Сергея Корнишова. В бумаге говорится, что решение принято, поскольку направленные ЛДПР члены комиссий и наблюдатели… не являются членами ЛДПР. При этом утверждается, что они направлены «с целью создания провокаций и создания препятствий проведения стабильного избирательного процесса». В бумаге сформулировано требование отозвать наблюдателей и членов УИК в городах Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, а также в Александровском и Вязниковском районах.
ФОТО: Екатерина ВинокуроваИнтересно, что параллельно наблюдатели от «Голоса», все же оставшиеся на участках (некоторым даже удалось достать направления от ЛДПР), начали сообщать о задержке ввода протоколов в ГАС «Выборы».
Внезапно на удаления с участков стали жаловаться и наблюдатели от «Единой Росии».
Разрыв шаблонов как есть. По идее, кандидат Сипягин должен вместе с армией наблюдателей штурмовать ТИКи и УИКи, добиваясь максимально честного подсчета голосов, поднимая шум и скандал… Но Сипягина нет ни физически, ни на удаленной связи. А катавасия с наблюдателями от партии, которую представляет Сипягин, только дополняет фантасмагорическую картину.
Облизбирком располагается в здании администрации Владимирской области. Верхний этаж, где находится кабинет губернатора, горит ярким светом. На первом этаже организован пресс-центр. Помимо усталых и слегка шокированных всеми этими событиями журналистов, здесь кучкуются и немного странные субъекты. Один, например, говорит, что он тоже журналист и что в его пресс-карту «вживлен чип от Вячеслава Володина» (спикер Госдумы. — Прим. авт.) и данные о его местонахождении поступают напрямую на стол спикеру.
Журналисты перекидываются фразами «начали рисовать», «пошли фальсификации». Соцсети взрываются историями остановленных вводов данных по голосованию в ГАС «Выборы». ТИК Ленинского района внезапно закрыла двери перед носом членов УИК, приехавших с протоколами. Не пускают также журналистов и даже от члена Центризбиркома Александра Кинева. Результаты Сипягина и Орловой тем временем выравниваются примерно на 47%. Впрочем, минут через сорок в ГАС «Выборы» начинают поступать протоколы с крупных участков. А в ТИК Ленинского района уже пускают всех желающих, включая члена ЦИК, главу облизбиркома.
Сипягин уходит в отрыв: сперва на пять тысяч голосов, потом на десять, потом на тридцать, потом на шестьдесят, потом еще дальше… Ситуация нормализуется, но не покидает мысль: на выборах губернатора Владимирской области победил кандидат, который выиграть совсем не хотел.
Екатерина Винокурова
Печать